Деструктивное поведение (синоним – девиантное)– с одной стороны, поступок, действия человека, несоответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. С другой, – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, несоответствующих официально установленным или тактически сложившемся в данном обществе нормам или стандартам.
Девиантное поведение можно считать не только опасным для самой личности, но и для общества в целом.
Профилактика деструктивного и противоправного поведения подростков
С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, по какому пути человек пойдет.
В связи с возникающими проблемами у детей и даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с подростками общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям. Можно сказать, что агрессия – это акт нападения.
Виды агрессии:
- агрессия, направленная на себя (самоповреждения)
- косвенная вербальная агрессия (направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях)
- прямая вербальная агрессия (выражается в словесной форме: угрозы, оскорбления, дразнилки, обзывания)
- косвенная физическая агрессия (направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому)
- прямая физическая агрессия (прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику, предмету.
Агрессивность – приобретенное личное качество, готовность к агрессии. Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.
Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Подростки еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека.
Сведения об агрессии подросток получает также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков. Это создает дополнительные проблемы, т.к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.
На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации, реклама, социальные сети и компьютерные игры.
Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека – заботливости, желания добра и блага во спасение, – она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. Примером этому – случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Рекомендации родителям
1.Принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, разговаривать, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Чаще обнимайте своего ребенка.
В своём арсенале, уважаемые родители, вы должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
На что педагогу следует обратить внимание:
- на обучающихся с легковозбудимой психикой, быстро сменяемым настроением (если таковые смены настроения часты или постоянные);
- на внешний вид подростка(наличие соответствующей прически, цвет волос, предметы одежды - стиль«милитари», футболки с надписями
«Wrath», «Гнев, ненависть» и другие; символика националистических объединений, нашивки с надписями различных субкультур) ;
- на детей, воспитывающихся в семьях ,где царит насилие и жѐсткость, родители которых не интересуются жизнью ребенка;
- отсутствие у ребенка общения со сверстниками, либо сверстники обзывают, дразнят и бьют его, портят вещи, отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни;
- администрирование, создание или участие подростка в неформальных группах социальных сетях Интернет–пространства. Активность в социальных сетях заключается в обсуждении и переписке со сверстниками, тематических сообществах (группах, событиях, беседах), размещения различных аудио-видеозаписей экстремистского характера.
Алгоритм работы включает в себя:
1) предварительную оценку типа и степени риска угрозы;
2) оценку поведенческих и личностных особенностей;
3) оценку взаимоотношений всемье;
4) оценку взаимоотношений в ОО, статус подростка;
5) оценку социальной динамики;
6) принятие мер и реагирование.
Предварительная оценка типа и степени риска ,угрозы
Угроза - это выражение намерения нанести вред или проявить жестокость в отношении кого-либо/чего-либо. Угроза может быть произнесена, написана или изображена символически, например, показывая руками, как стреляют в другого человека.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
• формирование у обучающихся чувства неприятия насилия как такового в любом его проявлении;
• своевременная коррекция нарушенных межличностных отношений в коллективе (группе);
• оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
• выявление несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также систематически (или злостно) пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОО;
• выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
• создание в школе условий для работы в творческих объединений по интересам для несовершеннолетних, в том числе обучающихся с трудностями социальной адаптации;
• активизация личностных ресурсов, развитие позитивного мышления, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию, умение противостоять манипуляциям и негативному влиянию;
• развитие навыков продуктивной саморегуляции;
• формирование у обучающихся здорового образа жизни;
• организация деятельности, альтернативной деструктивному поведению: познавательной (путешествия, туризм); альтруистической (общественно-полезная и благотворительная деятельность),а также «адриналиновым» социально приемлемым возможностям (спорт, квесты, походы).
Материал по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность
Перечень тематических видеороликов
«Терроризм для дураков 1»
«Терроризм для дураков 2»
3. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/ne-popadi-v-lovushku.html
«Не попади в ловушку»
4. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/videorolik-budte-vnimatelny.html
«Будьте внимательны!»
«Не попади в сети! Не стань жертвой вербовки!»
6. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/videorolik-ne-day-sebya-obmanut.html
«Не дай себя обмануть»
7. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy-antiterrorizm-detyam/socialnyy- videorolik-budte-bditelny.html
«Будьте бдительны!»
8. https://ncpti.su/materialy/videomaterialy/
9. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/ne-povtoryayte-chuzhih-oshibok.html
«Не повторяйте чужих ошибок!»
10. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/antiterroristicheskiy-rolik-3.html
«Выбери жизнь»
11. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/antiterroristicheskiy-rolik-7.html
12. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/antiterroristicheskiy-rolik-2.html
13. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/antiterroristicheskiy-rolik-23.html
14. http://nac.gov.ru/dokumentalnye-filmy/antiterroristicheskiy-rolik-21.html
«Как противостоять технологиям вербовки?»
16. http://nac.gov.ru/atk-v-regionah-dokumentalnye-filmy/chto-vyberesh-ty.html